Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ИРКУТСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС"
Иркутский кадетский корПУС
Год основания10 октября 1999 годаЯзык образованияРусский

Внебюджетные ресурсы

Существенный ежегодный рост расходов на образование, как в расходах консолидированного бюджета РФ, так и в расходах федерального бюджета обусловлен, с одной стороны, инфляционными процессами, а с другой не настолько значителен, чтобы в полном объеме удовлетворить потребность образовательных учреждений в финансовых ресурсах.

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

направлений внебюджетной активности высших учебных заведений;

организации учета и отчетности по внебюджетной деятельности;

налоговых последствий ведения образовательными учреждениями тех или иных видов приносящей доходы деятельности.

Базовыми элементами в предлагаемой классификации избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия.

Этими группами выступают:

Основная деятельность:

реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);

проведение научно-исследовательских работ;

деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

Прочая деятельность, включая иные поступления:

иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

. Доходы от основной деятельности

1. Образовательные услуги

Обучение;

Обучение на подготовительных курсах;

Консультирование по учебным дисциплинам;

Репетиторство;

Обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

Переподготовка и повышение квалификации;

Углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учебных программ;

Дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы, и др.;

Обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

Прочие образовательные услуги.

2. Научная (научно-техническая) деятельность

Создание и передача научной (научно-технической) продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

Оказание услуг научного характера - консультирование, экспертиза, рецензирование и др.;

Выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты

3. Деятельность по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса

Учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными: мастерскими, предприятиями, магазинами, типографиями, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию бытовых услуг и др.

Работы по обслуживанию и ремонту, в том числе приборов, оборудования, вычислительной техники, помещений, мебели, коммуникаций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

Деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

Предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

Предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

Другие услуги.

. Доходы от прочей деятельности и иные поступления

1. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.):

Создание автомобильных стоянок и гаражей;

Изготовление товаров народного потребления;

Ремонт бытовой и иной техники;

Оказание бытовых услуг;

Оказание посреднических услуг;

Проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и организация выставок

2. Внереализационные доходы

Долевое участие в деятельности других учреждений и организаций

Приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.)

Вложение денежных средств на депозитные счета

Предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду (субаренду)

Получение финансовых санкций - штрафов, пени, неустоек, возмещение ущерба по судебным решениям и др.

3. Иные поступления

Взносы юридических и физических лиц (в том числе - иностранных), в том числе - пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.

Реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драгоценных металлов

Консолидированные расходы на образование и их доля в валовом внутреннем продукте за 2008-2012 гг. (млрд. рублей)

Современное государство, формируя и распределяя государственные финансы, может обеспечить гарантии предоставления равных прав в получении образования разного уровня для представителей различных социальных слоев, национальных и территориальных групп населения, развитие образовательного потенциала общества в целом.

Государство способно обеспечивать единые стандарты профессионального образования, поддерживая высокое качество обучения, его фундаментальную и гуманистическую направленность.

Коммерциализация высшего образования ставит под сомнение его доступность для широких слоев населения. К тому же предприниматели не всегда действуют в интересах общества, развивая, в первую очередь, наиболее прибыльные специальности и направления.

Поэтому государство должно играть ведущую роль в финансовом обеспечении образования, хотя тенденции 2007 года говорят о том, что государство не заинтересовано активно участвовать в данном процессе, и «посылает» ОУ в «свободное плавание».

Недостаток государственного финансирования обуславливает рост роли внебюджетных источников финансирования образования путем введения платного обучения, частичного финансирования обучения из средств, зарабатываемых учебным заведением за пределами учебной деятельности, и других источников.

Если говорить только о высших учебных заведениях, то начиная с 2000 года объем получаемых ежегодно внебюджетных средств превышает объем бюджетного финансирования. То есть внебюджетные средства становятся одним из основных источников финансирования, сопоставимым, а иногда и превышающим государственное финансирование, поэтому образовательные учреждения все чаще воспринимают с позиции обмена услугами.

В русле этих тенденций современное налоговое законодательство также предусматривает единый порядок налогообложения внебюджетных средств коммерческих и некоммерческих организаций (включая бюджетные учреждения), практически полностью, исключая предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям, что является, по-моему, мнению, достаточно грубой ошибкой.

В соответствии с 25 главой НК РФ любая деятельность учреждений образования, направленная на дополнительное привлечение денежных средств на свое существование, то есть приносящая доход, определяется как предпринимательская. Следовательно, учебные заведения должны платить налог на прибыль организаций с суммы превышения полученных доходов над произведенными расходами. При этом недофинансирование из бюджета не учитывается. Получается, даже если образовательное учреждения находит выход из затруднительной ситуации, оно обязано поделиться с государством. При этом «доля» значительная.

Складывается ситуация, при которой государство, не профинансировав в полном объеме деятельность учреждения образования, вынуждает его не только обеспечивать все потребности образовательного процесса, но и платить налог с той части средств, заработанных учебными заведениями, которую они должны были получить в рамках бюджетного финансирования.

Не получая достаточных объемов бюджетных финансовых ресурсов для реализации требований образовательных стандартов, учреждения образования для выполнения «заказа» государства привлекают внебюджетные источники. С этих позиций внебюджетные средства необходимо рассматривать как дополнение к государственному финансированию.

Под внебюджетной деятельностью образовательного учреждения следует понимать любую деятельность ОУ, источником финансирования которого не являются средства государственного бюджета, выделяемые по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

К такой деятельности, в частности, относятся подготовка школьников на платной основе, организация курсов и семинаров, выполнение хоздоговорных НИР, сдача имущества в аренду, деятельность, осуществляемая за счет благотворительных взносов и пожертвований и др.

Предпринимательской является только такая деятельность ОУ, которая сопряжена с самостоятельностью, инициативой, риском и получением прибыли, то есть предпринимательская деятельность ОУ представляет собой часть внебюджетной деятельности и соответственно более узкое понятие. Не является предпринимательской образовательная деятельность, осуществляемая за счет финансирования учредителей (в том числе за счет бюджетного финансирования).

Помимо этого, не должны являться доходами от предпринимательской деятельности так же те внебюджетные доходы, порядок получения, размер и направления расхода которых определяется учреждением не самостоятельно. Данные виды внебюджетных доходов следует рассматривать не как выручку от реализации платных образовательных услуг, а как целевые поступления, которые должны расходоваться согласно утвержденным сметам по внебюджетным средствам и, соответственно, отражаться в учете и отчетности как целевые взносы, например, средства бюджета другого уровня.

Развитие приносящей доход деятельности создает для образовательных учреждений дополнительный источник финансовых ресурсов. Это в некоторой степени стабилизирует положение каждого отдельного образовательного учреждения и системы образования в целом, но привлечение и использование внебюджетных источников учреждениями образования порождает новые финансовые, организационно-экономические и правовые проблемы.

Расчет налога на прибыль, подлежащего уплате образовательными учреждениями в связи с отменой льготы по налогу на прибыль организаций на приобретение основных средств за 1998 - 2004 гг. (млн. рублей)



Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей